Отчет Республики Беларусь о выполнении рекомендаций, принятых по итогам универсального периодического обзора в мае 2010 года



старонка1/4
Дата канвертавання26.12.2016
Памер0.55 Mb.
#287
  1   2   3   4


Промежуточный отчет Республики Беларусь о выполнении рекомендаций, принятых по итогам универсального периодического обзора в мае 2010 года
1. изучить, − действуя в духе заявляемой приверженности правам человека, − возможность присоединения к Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (Алжир); рассмотреть вопрос о подписании и ратификации Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (Египет);
В стадии выполнения.

В Беларуси сформировано миграционное законодательство с учетом мирового опыта и общепринятых правовых норм и принципов, включающее основные элементы Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.

С учетом активных миграционных потоков на территории государств-участников СНГ в ноябре 2008 года Беларусь одной из первых ратифицировала Конвенцию о правовом статуте трудящихся мигрантов и членов их семей государств-участников СНГ.

12 июля 2011 года вступила в силу новая редакция Закона «О внешней трудовой миграции».

Беларусь продолжит изучать вопрос о целесообразности присоединения к Конвенции ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов.
2. изучить, − действуя в духе заявляемой приверженности правам человека, − возможность присоединения к Конвенции о правах инвалидов (Алжир); 3. ратифицировать Конвенцию о правах инвалидов (Бразилия); 4. подписать и ратифицировать Конвенцию о правах инвалидов (Испания);
В стадии выполнения.

Защита инвалидов - одно из приоритетных направлений государственной социальной политики Республики Беларусь.

Совместно с ПРООН реализован проект международной технической помощи «Содействие Республики Беларусь в присоединении к Конвенции о правах инвалидов и ее осуществлению», в рамках которого проведено общенациональное обследование положения инвалидов, анализ национального законодательства на соответствие положениям Конвенции о правах инвалидов. По итогам реализации проекта ПРООН отмечена высокая степень готовности Беларуси к присоединению Конвенции.

Разработан проект Закона «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о правах инвалидов», который в настоящее время проходит процедуру внутригосударственного согласования.


5. делиться опытом в отношении достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия (Египет); прилагать дальнейшие усилия по достижению других целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, в соответствии с теми правозащитными приоритетами, которые закреплены в национальной политике государства (Никарагуа);
Выполнена.

Согласно докладу ООН 2011 года о человеческом развитии Беларусь занимает 65-е место в общем рейтинге и входит в группу стран с высоким уровнем человеческого развития, опережая по этому показателю все страны СНГ.

Согласно опубликованному 20 октября 2011 года докладу Международной финансовой корпорации и Всемирного Банка «Ведение бизнеса – 2012» («Doing Business – 2012»), Беларусь заняла 69-е место среди 183 стран по условиям создания и функционирования малых и средних предприятий (в рейтинге «Doing Business–2011» – 68 место, в рейтинге «Doing Business – 2010» – 58-е место, в рейтинге «Doing Business – 2009» – 82-е место; в рейтинге «Doing Business – 2008» – 115-е место).

В соответствии с докладами Межучережденческой группы экспертов ООН, которые отражают глобальные усилия и динамику выполнения государствами Целей Развития Тысячелетия, а также статистическим данным, Беларусь досрочно достигла выполнения Цели 1 (Ликвидация крайней нищеты и голода), Цели 2 (Обеспечение всеобщего начального образования), Цели 3 (Поощрение гендерного равенства, расширение прав и возможностей женщин), Цели 4 (Сокращение детской смертности).

Это стало возможным благодаря социально ориентированной политике, для которой характерен высокий уровень бюджетных ассигнований на субсидирование социальной сферы.

По оценкам ООН, намеченный ориентир Цели 5 (Улучшение охраны материнства) – снижение на три четверти показателя материнской смертности за период 1990-2015 годов – Беларусь может достичь к 2015 году, т.е. в срок. Показатели материнской смертности в Беларуси на 100 000 живорождений сократилось с 37 в 1990 году до 15 в 2008 или на 58%. Беларусь занимает 27 место в перечне стран, достигших наибольшего сокращения этого показателя.

Продолжают прилагаться активные усилия по достижению Целей развития по борьбе с ВИЧ/СПИД, малярией и другими заболеваниями, обеспечению экологической устойчивости, формированию глобального партнерства в целях развития.

По индексу экологических достижений Беларусь уверенно опережает все страны СНГ.

Беларусь в рамках ООН активно выступает за формирование политики глобальных партнерств. Успешно сформировано глобальное партнерство по борьбе с торговлей людьми, практическим результатом реализации которой стало принятие в июле 2010 года Генассамблеей ООН Глобального плана действий по борьбе с торговлей людьми.

Согласно Докладу ПРООН о развитии человека в 2011 году Беларусь вошла в категорию стран с высоким уровнем грамотности взрослого населения (99,7 процента).

Беларусь принимает активное участие в обсуждении вопросов международной повестки дня и использует заседания различных международных форумов для информирования мирового сообщества о национальных достижениях по выполнению Целей развития, закрепленных в Декларации Тысячелетия.
6. продолжать усилия, направленные на защиту экономических, социальных и культурных прав наиболее уязвимых групп населения (Куба); наращивать усилия по обеспечению того, чтобы программы развития и сокращения масштабов нищеты в полной мере отвечали интересам уязвимых групп населения, включая меньшинства, коренные общины и женщин из сельских районов (Малайзия); продолжать успешную реализацию своей социальной политики с акцентом на принятие мер по расширению объема оказываемых социальных услуг при уделении первоочередного внимания группам, находящимся в наиболее неблагоприятном положении (Венесуэла);
Выполнена.

В Беларуси функционирует система государственной адресной социальной помощи (ГАСП) для оказания поддержки малообеспеченным семьям и гражданам. За 11 месяцев 2011 года получателями ГАСП стали 203,1 тыс. человек, сумма назначенной помощи составила 77,8 млрд. рублей. Механизм функционирования системы ГАСП постоянно развивается и совершенствуется.

В целях формирования единой системы адресной помощи подготовлен проект Указа «О государственной адресной социальной помощи», в соответствии с которым планируется усиление государственной поддержки населения, повышение уровня оказываемой поддержки, доступности и оперативности посредством: бесплатного обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни без учета уровня доходов семьи при рождении двух и более детей; закрепления права семей (граждан) на одновременное получение различных видов ГАСП; внедрения нового пособия для инвалидов I группы и детей-инвалидов, имеющих 4-ю степень утраты здоровья; увеличения максимального размера единовременного социального пособия; осуществления перерасчета размера ежемесячного пособия.

Одной из составляющих системы социальной защиты граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, является организация социального обслуживания.

Подготовлен и внесен в парламент проект закона, предусматривающий принятие мер по повышению качества и доступности социальных услуг путем внедрения механизма государственного социального заказа. Привлечение на конкурсной основе общественных объединений и индивидуальных предпринимателей к деятельности по социальному обслуживанию позволит сформировать рынок социальных услуг, базирующийся на конкурентных отношениях.
7. продолжать поддержку всех программ, направленных на улучшение здоровья населения, с целью снижения уровня смертности (Судан);
Выполнена.

В настоящее время реализуются всесторонне обеспеченные государственным финансированием программы в сфере здравоохранения: Государственная программа «Туберкулез» на 2010 – 2014 годы, Государственная программа профилактики ВИЧ-инфекции на 2011 – 1015 годы, Государственная комплексная программа профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний на 2010 – 2014 годы, Государственная программа «Кардиология» на 2011 – 2015 годы, Государственная комплексная программа профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний на 2010 – 2014 годы, Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011 – 2015 годы, Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011 – 2015 годы и на период до 2020 года.


8. стремиться к осуществлению на практике экономических прав граждан и прилагать все возможные усилия для преодоления тех трудностей, с которыми сталкивается экономика страны в условиях глобального финансового кризиса (Ливия); прилагать дальнейшие усилия по обеспечению экономических и социальных прав людей, невзирая на глобальный финансовый кризис (КНДР); 9. продолжать усилия по дальнейшему продвижению вперед в деле поощрения экономических и социальных прав своего населения (Бангладеш); и далее улучшать условия жизни своего населения за счет гарантий более полного осуществления экономических, социальных и культурных прав (Узбекистан); и далее улучшать условия жизни своего населения за счет гарантий более полного осуществления экономических, социальных и культурных прав (Таджикистан); 10. прилагать дальнейшие усилия по созданию для своего населения достойных условий жизни и усилить его социальную защищенность (Сирия);
Выполнены (кроме 10).

В Беларуси создана и успешно развивается государственная социальная поддержка населения.

Согласно докладу ООН 2009 года о человеческом развитии 85,4% общего объема государственной поддержки в Беларуси выделяется для нужд социального сектора, что является самым высоким показателем в СНГ.

Права на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий, на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца гарантированы Конституцией и обеспечиваются посредством реализации норм соответствующего национального законодательства.

Реализуется ряд комплексных государственных программ, включая Комплексную программу развития социального обслуживания на 2011 – 2015 годы, Государственную программу по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011 – 2015 годы.

Одним из направлений деятельности по обеспечению достойного уровня жизни граждан и повышения уровня их социальной защиты является поэтапное приближение размера минимальной заработной платы к социальным нормам.

Минимальная заработная плата обеспечивает социальную защиту работников в сфере трудовых отношений и является государственным минимальным социальным стандартом в области оплаты труда. Ее установленный размер обязателен для применения нанимателями в качестве низшей границы оплаты труда. Размер минимальной заработной платы устанавливается ежегодной с 1 января с учетом экономической ситуации в стране.

В вопросах выявления и пресечения нарушений законодательства о труде и охране труда государство активно взаимодействует с профсоюзами, объединениями нанимателей, общественными организациями. Меры, направленные на дополнительную защиту трудовых прав работников, предусматривают механизм контроля профсоюзов за правомерностью действий нанимателя. Расторжение трудового договора с работником по инициативе нанимателя может производиться только с согласия профсоюза.

Обеспечению стабильной ситуации на рынке труда способствует реализация активных мер содействия занятости населения. Снижается численность безработных, растет численность населения, занятого в экономике. Уровень безработицы составляет 0,7% к численности экономически активного населения.

Государство обеспечивает дополнительные гарантии в реализации права на труд гражданам социально уязвимых категорий и инвалидам, реализует национальные программы содействия занятости населения, стимулирует трудоустройство молодежи.

Функционирует широкая сеть бесплатных учреждений социального обслуживания населения, включая территориальные центры социального обслуживания, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для детей-инвалидов.

Право на государственное пенсионное обеспечение реализуется через Закон «О пенсионном обеспечении». В целях поддержания уровня реальных доходов пенсионеров в стране производится на постоянной основе перерасчет трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы. Законодательством также предусмотрена выплата социальных пенсий семьям с детьми-инвалидами, инвалидам, инвалидам с детства, семьям, потерявшим кормильца. С 2010 года размер социальных пенсий повышен в 4 раза.

В стране действует разветвленная сеть (около 9 тысяч) организаций культуры для граждан, в том числе почти 4 тысячи библиотек, более 3,5 тысяч клубных учреждений, 27 театров, около 140 кинотеатров. Более 280 тысяч граждан занимаются народным творчеством. Увеличивается количество посетителей музеев. Принята Государственная программа «Культура Беларуси» на 2011 – 2015 годы. На начало 2011 года почти каждое третье домашнее хозяйство имеет доступ в интернет с домашнего компьютера.

Меры, направленные на снижение уровня смертности населения, уровня детской смертности, реализуются в рамках национальной программы демографической безопасности на 2011 – 2015 годы.

Право граждан Беларуси на получение бесплатного начального среднего образования гарантировано Конституцией. Показатель уровня грамотности населения в Беларуси один из самых высоких в мире и составляет 99,7 процента среди взрослого населения и 99,8 процента – среди молодежи. Более 91 процента детей дошкольного возраста, проживающих в городе, и более 60 процентов детей в сельской местности посещают дошкольные учреждения.

Каждый имеет право на получение бесплатного высшего образования в государственных университетах на конкурсной основе. Создание условий для полноценной реализации гражданами права на охрану здоровья – первоочередная цель государственной политики в области здравоохранения. Белорусское законодательство гарантирует право на получение бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения.

Поддержка семьи является важным направлением государственной политики. Государственная поддержка малообеспеченных семей, воспитывающих детей, обеспечивается в рамках президентской программы «Дети Беларуси на 2011 – 2015 годы.

С 1986 года дополнительная нагрузка на государство в плане обеспечения всех категорий прав человека лежит в связи с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС. Правительством осуществляется социально-экономическая и радиационно-экологическая реабилитация радиоактивно загрязненных территорий, создание условий для экономической деятельности без ограничений по радиационному фактору и дальнейшего снижения риска для здоровья пострадавшего населения.


11. продолжать текущие усилия по расширению представленности женщин на руководящих постах, в том числе в парламенте и правительстве (Таджикистан); 12. создать институциональные структуры, благоприятствующие улучшению положения женщин за счет их интеграции в социальную, экономическую и политическую жизнь (Джибути); 13. прилагать дальнейшие усилия в области поощрения прав женщин (Тунис); и далее следовать по пути обеспечения прав женщин и гендерного равенства (Литва); проводить пропагандистские кампании по вопросу о равенстве мужчин и женщин (Палестина); продолжать работать над искоренением всех форм дискриминации в отношении женщин, особенно на рабочем месте (Боливия); продолжать укреплять гарантии прав женщин и способствовать повышению социального статуса женщин, как это предусматривается соответствующими международными договорами (Китай); 14. принять меры, призванные гарантировать женщинам равенство перед законом (Канада); принять конкретное законодательство, провозглашающее гендерное равенство (Бразилия); 15. укреплять статус женщин, защищать институт материнства и оказывать поддержку семье как ячейке общества (Ливия); продолжать свои конструктивные усилия, направленные на повышение статуса женщин в обществе, на охрану материнства и поддержку семьи (КНДР); 16. прилагать дальнейшие усилия по расширению прав женщин и детей и отведению семье достойного места в рамках национальных стратегий и программ (Иран); 17. продолжать усилия по предоставлению всем равных возможностей в сфере трудоустройства, а также предусмотреть меры поддержки ориентированных на женщин программ наращивания потенциала (Бутан); улучшить положение женщин на рынке труда (Казахстан);
Выполнены.

Согласно данным Межпарламентского союза (МПС), Беларусь находится на 19 месте среди 188 государств-членов МПС по представленности женщин в парламенте.

Женщины являются активными участниками общественного движения – они составляют 56,7 процентов от общей численности членов общественных объединений.

Беларусью ратифицирован и реализуется ряд международных документов в сфере обеспечения гендерного равенства и преодоления дискриминации по признаку пола: Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, резолюции всемирных конференций по положению женщин, в том числе Пекинская декларация и Платформа действий Четвертой всемирной конференции. Беларусь активно принимает участие в работе Комиссии ООН по положению женщин.

Координирующим органом в сфере поощрения, защиты прав и положения женщин является Национальный совет по гендерной политике.

В стране осуществляется четвертый Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на 2011 – 2015 годы, который направлен на выравнивание социального статуса женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности, которым предусмотрено проведение информационных кампаний, конференций, круглых столов по продвижению имиджа женщины-руководителя, женщины-политика. Разработан проект международной технической помощи «Женщины в сфере принятия решений»

Обеспечению стабильной ситуации на рынке труда способствует реализация активных мер содействию занятости населения. Снижается численность безработных и уровень безработицы, растет численность населения, занятого в экономике.

Уровень безработицы на 1 января 2012 г. составил 0,6 процента к численности экономически активного населения (на 1 января 2011 г. – 0,7); число вакансий – 51,7 тыс., что на 5,9 процента больше, чем в начале 2011 г. На одну заявленную вакансию условно приходится 0,5 безработных (на 1 января 2011 г. – 0,7).

Сокращается число женщин, состоящих на учете в качестве безработных: 15,2 тыс. женщин из 28,2 тыс. безработных по состоянию на 1 января 2011 г., 17,4 тыс. женщин из 33,1 тыс. безработных по состоянию на 1 января 2012 г.

Число работников, осуществляющих трудовую деятельность в режиме вынужденной неполной занятости, в 2011 году составило 83,1 тыс. человек (2,4 процента), а в 2010 году – 144,2  тыс. человек (4,2 процента).

Особенности регулирования труда женщин комплексно учтены в трудовом законодательстве. Принимаются специальные меры, направленные на обеспечение занятости женщин: проведение ярмарок вакантных рабочих мест с преимущественным использованием женского труда; направление на профессиональное обучение и переподготовку безработных женщин по наиболее востребованным специальностям; выделение бюджетной ссуды нанимателям, создающим рабочие места для трудоустройства женщин. Важнейшими направлениями являются самозанятость и предпринимательство.

Приоритетной задачей государства в области социальной защиты является забота о семье с детьми. В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует денежные выплаты на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пособия, пенсии), социальное обслуживание, трудовые, налоговые и иные льготы.

Как матери, так и отцу, либо другому работающему родственнику предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста трех лет с сохранением рабочего места и выплатой государственного пособия.

В 2011 году принят Закон «О вспомогательных репродуктивных технологиях», который направлен на реализацию гражданами права на материнство и отцовство.

Повышению роли семейных ценностей в обществе как основы благополучия детей способствуют культурно-массовые мероприятия и благотворительные акции, посвященные Дню женщин, Дню семьи, Дню пожилых людей, Международному дню защиты детей, Дню матери, проводимые местными исполнительными и распорядительными органами с участием общественных и международных организаций.

Учреждена государственная награда «орден Матери», что способствует поощрению и повышению престижа материнства, как в обществе, так и в семье. В рамках проектов международной технической созданы и функционируют школы осознанного родительства, «папа-школы».


18. продолжать осуществление политики, ориентированной на практические действия и нацеленной на снижение младенческой смертности, заботу о материнстве, борьбу с ВИЧ/СПИДом и охрану окружающей среды (Азербайджан); 19. прилагать дальнейшие усилия по снижению уровня младенческой смертности как одного из составных элементов права на здоровье (Сирия);
Выполнены.

В соответствии с международными обязательствами Беларусь принимает меры по достижению Целей развития тысячелетия. По прогнозам ЮНИСЕФ, Беларусь выполнит в срок Цели, связанные с сокращением детской смертности, охраной материнства, борьбой с ВИЧ/СПИД, охраной окружающей среды.

Уровень младенческой и детской смертности в Беларуси является одним из самых низких в регионе и находится на уровне экономически развитых стран: коэффициент младенческой смертности (на 1000 родившихся живыми) – 4, коэффициент смертности детей в возрасте до 5 лет (на 1000 родившихся живыми) – 6,1. Уровень материнской смертности составляет 1 случай смерти женщины на 100 тыс. родившихся живыми и соответствует уровню экономически развитых стран.

100% женщин в Республике Беларусь имеют доступ к дородовому и послеродовому медицинскому обслуживанию. Система профилактических мероприятий по охране репродуктивного здоровья предусматривает использование новых методов диагностики, лечения, профилактики и диспансеризации детского и женского населения. Система профилактических мер предусматривает снижение числа абортов и связанной с ними заболеваемости; консультирование различных возрастных групп населения по вопросам репродуктивного здоровья; планирование семьи; подготовку женщины и ее семьи к беременности и родам, проведение профилактических и лечебно-диагностических мероприятий по минимизации осложнений болезней перинатального периода, использование современных медицинских технологий оказания медицинской помощи беременным, активное продвижение инициативы ЮНИСЕФ «Организация здравоохранения доброжелательного отношения к ребенку».

Реализация государственной политики по борьбе с ВИЧ/СПИД осуществляется в рамках четвертой Государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции на 2011 – 1015 годы и на основе сотрудничества государственных учреждений, международных и неправительственных организаций. В рамках гранта, предоставляемого Глобальным Фондом для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, реализуются два проекта международной технической помощи.
20. принять необходимые меры с целью прекращения насилия в семье, особенно в плане обеспечения прав женщин, а также принять меры, направленные на защиту жертв насилия в семье (Палестина); рассмотреть вопрос об обращении за технической помощью в целях расширения возможностей борьбы с насилием в семье и жестоким обращением с детьми (Венгрия);
В стадии выполнения.

Вопрос разработки Закона «О противодействии домашнему насилию» включен в Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на 2011-2015 годы.

В настоящее время в целях усиления мер по борьбе с домашним насилием при содействии ЮНФПА разработан проект международной технической помощи «Повышение национального потенциала государства по противодействию домашнему насилию» на 2012 – 2014 годы.
21. продолжать деятельность по разработке и реализации национальных планов действий, направленных на улучшение положения детей и защиту их прав (Оман); 22. запретить телесные наказания детей и навести порядок в этом вопросе (Бразилия); 23. прилагать дальнейшие усилия по уменьшению количества детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе путем содействия реализации текущих инициатив по решению этой проблемы (Куба); 24. продолжать курс на удовлетворение потребностей детей, включая обеспечение им семейного окружения, и осуществление в максимально возможной степени других их прав (Бангладеш); 25. рассмотреть вопрос о создании и совершенствовании системы ювенальной юстиции (Казахстан);



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




База данных защищена авторским правом ©urok.shkola.of.by 2022
звярнуцца да адміністрацыі

войти | регистрация
    Галоўная старонка


загрузить материал