Решение Минского областного Совета депутатов 21. 09. 2011 №110 программа




Дата канвертавання25.01.2018
Памер216.46 Kb.


УТВЕРЖДЕНО

Решение


Минского областного

Совета депутатов

21.09.2011 № 110

ПРОГРАММА

демографической  безопасности Минской области на 2011 – 2015 годы
ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящая Программа разработана на основании Закона Республики Беларусь от 4 января 2002 года «О демографической безопасности Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 7, 2/829), Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 года «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 17, 2/1660), Указа Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 276, 1/12080) и Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 357 «Об утверждении Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 годы» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 93,  1/12762).

2. Настоящая Программа основывается на принципах преемственности, системности мер и мобилизации ресурсов и ориентирована на обеспечение устойчивого развития Минской области на основе улучшения режима воспроизводства населения и последующего демографического роста.

3. Управление реализацией настоящей Программы осуществляют заказчики:

управление образования Минского областного исполнительного комитета (далее – облисполком) в части мероприятий по социальной поддержке семьи и детства;

управление здравоохранения облисполкома в части мероприятий по укреплению здоровья и увеличению ожидаемой продолжительности жизни;

управление внутренних дел (далее – УВД) облисполкома в части мероприятий по регулированию миграционных процессов.

Заказчиком – координатором,  осуществляющим общую координацию работы по выполнению настоящей Программы определен комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома.

4. Исполнителями настоящей Программы являются:

комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома, управление здравоохранения облисполкома, УВД облисполкома, управление образования облисполкома, управление жилищно-коммунального хозяйства облисполкома, управление физической культуры, спорта и туризма облисполкома, управление культуры облисполкома, управление торговли и услуг облисполкома, главное управление идеологической работы облисполкома, главное управление юстиции облисполкома, отдел по делам молодежи облисполкома, комитет по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома;

учреждение «Минское областное управление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь» (далее – учреждение «Минское областное управление МЧС»), государственное учреждение по управлению имуществом организаций мясо-молочной отрасли Минской области «Миноблмясомолпром» (далее – государственное учреждение «Миноблмясомолпром»), государственное учреждение по управлению имуществом, производством, промышленной переработкой и реализацией пищевой продукции в Минской области «Миноблпищепром», Минский областной комитет общественного объединения «Белорусский республиканский Союз молодежи», филиал по Минской области Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах», Минский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды, Минский областной союз потребительских обществ (далее – Минский облпотребсоюз), коммунальное унитарное предприятие по проектированию, ремонту и строительству дорог «Минскоблдорстрой», районные и Жодинский городской исполнительные комитеты (далее – райгорисполкомы).

5. Исполнители настоящей Программы:

осуществляют в пределах своей компетенции мониторинг и оценку эффективности настоящей Программы;

несут ответственность за реализацию настоящей Программы, обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;

разрабатывают и при необходимости вносят заказчику –координатору настоящей Программы предложения о корректировке ее мероприятий;

ежегодно в пределах своей компетенции до 10 февраля представляют в комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома отчет о ходе выполнения настоящей Программы, включающий информацию о реализации мероприятий, выполнении задач и показателей, целевом использовании средств, объемах финансирования, оценку эффективности, качества и своевременности настоящей Программы;

комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома как заказчик – координатор ежегодно до 25 февраля года, следующего за отчетным, информирует облисполком о ходе выполнения мероприятий настоящей Программы.

Организации, не подчиненные местным исполнительным и распорядительным органам, участвуют в реализации настоящей Программы с их согласия.
ГЛАВА 2

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В МИНСКОЙ ОБЛАСТИ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ


6. Демографическое развитие Беларуси на протяжении последних десятилетий характеризуется тревожными тенденциями. С конца XX столетия характерной стала новая стадия демографического развития – депопуляция. Минская область – не исключение.

На 1 января 2011 года численность населения Минской области составила 1411,5 тысяч (далее – тыс.) человек.

В Минской области численность населения в межпереписной период сократилась на 8,7 процента (с 1558,6 тыс. человек по итогам переписи 1999 года до 1422,5 тыс. человек по итогам переписи 2009 года, на 136,1 тыс. человек).

7. В 2007 – 2010 годах в рамках реализации Программы демографической безопасности Минской области на 2007 – 2010 годы, утвержденной решением Минского областного Совета депутатов от 25 апреля 2007 г. № 25 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 125, 9/8207) осуществлялось решение задач, направленных на совершенствование системы государственной поддержки семей с детьми, улучшение репродуктивного здоровья населения, охрану здоровья матери и ребенка, формирование здорового образа жизни, снижение смертности населения, обеспечение миграционного прироста.

8. Подводя итоги работы по выполнению мероприятий Программы демографической безопасности Минской области на 2007 – 2010 годы и анализируя достигнутые результаты, следует отметить, что наметились позитивные тенденции в развитии демографических процессов в Минской области.

Увеличился общий коэффициент рождаемости с 10,1 промилле в 2006 году до 11,8 промилле в 2010 году (при прогнозе 10 – 11 промилле). Достигнут рост суммарного коэффициента рождаемости с 1,5 в 2006 году до 1,7 в 2010 году (при прогнозе 1,4 – 1,5). Количество многодетных семей увеличилось на 3,3 процента. Удалось снизить младенческую смертность с 5,5 промилле в 2006 году до 4,5 промилле в 2010 году (при прогнозе до 6 промилле). Снизилась смертность от внешних причин – на 0,7 процента, смертность населения трудоспособного возраста – на 0,8 процента. Улучшилось качество жизни граждан: снизился удельный вес малообеспеченного населения с 10,3 процента в 2006 году до 5,6 процента в 2010 году. За 2006 – 2010 годы увеличился показатель ожидаемой продолжительности жизни на 1,1 года.

Не удалось снизить общий коэффициент смертности населения до 10 – 11 промилле, он составил 16,4 промилле (по стране – 14,5 промилле).

9. Главной причиной депопуляции является низкий уровень рождаемости, не обеспечивающий воспроизводство населения. В 2010 году суммарный коэффициент рождаемости составил 1,7 на одну женщину при необходимом для простого воспроизводства населения 2,15.

Низкий уровень рождаемости в стране совпал с кризисом института семьи. В Минской области каждый пятый ребенок рожден вне брака, насчитывается около 77 тыс., или 19,2 процента, неполных семей, в том числе с несовершеннолетними детьми – 32 тыс. семей, около 5,2 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, причем 84 процента – при живых родителях.

10. Необходимы дополнительные меры по сокращению смертности в трудоспособном возрасте, особенно мужчин, так как в 2010 году в Минской области четвертая часть умерших – лица трудоспособного возраста, из них 78,9 процента мужчины.

Высокая смертность мужчин приводит не только к потерям трудового потенциала страны, но и к овдовению, увеличению неполных семей, ухудшению диспропорций в брачной структуре населения.

Возрастающие потери трудоспособной части населения сокращают среднюю продолжительность жизни.

11. Минская область стоит перед проблемой старения трудовых ресурсов, снижения численности населения в трудоспособном возрасте. Средний возраст жителей Минской области по итогам переписи составил 40,3 года (в Республике Беларусь 39,5, второе место). В соответствии с классификацией Организации Объединенных Наций население считается старым, если доля лиц в возрасте 65 лет и старше составляет более 7 процентов, а в Минской области на 1 января 2011 года этот показатель – 15,0 процента.

12. Обобщающий показатель, который может оценить уровень смертности, – ожидаемая продолжительность жизни при рождении. В Республике Беларусь мужчины живут (64,6 года) на 11 – 15 лет, а женщины (76,5 года) на  5 – 10  лет меньше, чем в развитых странах мира. Продолжительность жизни женщин (75,6 года) в Минской области почти на 12,7 года выше, чем мужчин (62,9 года), а в сельской местности – на 13,4 года (мужчины – 60,4 года, женщины – 73,8 года).

13. Значительные потери трудового потенциала ведут к увеличению дефицита трудовых ресурсов, сдерживанию темпов инновационного развития экономики. В результате утрачиваются инвестиции, вложенные в формирование трудовых ресурсов, – рождение, воспитание и образование будущих работников.

14. Здоровье населения – важный фактор, оказывающий влияние на уровень смертности. В настоящее время растет заболеваемость среди всех групп населения, изменяются возрастные параметры, увеличивается доля лиц с хроническими заболеваниями.

15. В основе сложной демографической ситуации в Минской области, как и в Республике Беларусь в целом – отсутствие осознания населением ценности жизни, должного отношения к своему и чужому здоровью, окружающей среде. Высокий уровень заболеваемости и смертности обусловлен в том числе злоупотреблением алкоголем и табакокурением, другими вредными привычками и неправильным образом жизни.

Необходимо шире пропагандировать здоровый образ жизни.

16. Существенным резервом восполнения человеческих ресурсов является миграция.

В Минской области внутренняя миграция населения характеризовалась оттоком сельского населения в города. В 2009 году миграционная убыль населения составила 4579 человек, в 2010 году – 1816 человек. Претерпела изменения и международная миграция. Приток в страну иммигрантов снизился на 22,1 процента, в Минскую область на 24,8 процента. Вместе с тем высокая социальная конфликтность внешних мигрантов и опасность изменения генетического фонда нации являются серьезными причинами для регулирования миграционных процессов.

17. В области регулирования внешней миграции приоритетным должно стать сохранение положительного сальдо за счет увеличения объемов иммиграции из стран ближнего зарубежья, в первую очередь соотечественников, и сокращения оттока населения. Не менее важная задача – предотвратить отток интеллектуальной элиты из страны.

18. Тенденции развития демографической ситуации в Республике Беларусь свидетельствуют, что проблемы стабилизации численности населения и создание предпосылок для ее последующего роста остаются острыми и требуют дальнейшего государственного регулирования. Как показывают прогнозные расчеты, при сохранении современного уровня рождаемости и смертности численность населения страны может сократиться вдвое уже через 50 лет, то есть Республика Беларусь и соответственно Минская область могут подойти к «точке невозврата», после которой демографические процессы станут необратимыми.


ГЛАВА 3

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАСТОЯЩЕЙ ПРОГРАММЫ


19. Целью настоящей Программы является стабилизация численности населения, сохранение позитивных тенденций в развитии Минской области, создание условий, направленных на предотвращение ухудшения демографической ситуации и формирование предпосылок для последующего демографического роста.

20. В рамках реализации настоящей Программы предполагается решение следующих задач:

увеличение рождаемости и усиление социально-экономической поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;

создание условий для сокращения социального сиротства, развитие семейных форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

укрепление духовно-нравственных основ семьи, возрождение и пропаганда семейных ценностей и традиций;

улучшение репродуктивного здоровья населения, охрана материнства и детства;

снижение уровня общей смертности населения, особенно по предотвратимым причинам, увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении;

улучшение качества жизни пациентов с хроническими заболеваниями и инвалидов путем создания им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья;

обеспечение качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов;

создание благоприятной среды обитания;

улучшение условий охраны труда, профилактика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и снижение их последствий;

улучшение качества питьевого водоснабжения;

регулирование миграционных процессов с учетом национальных интересов.
ГЛАВА 4

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ И ДЕТСТВА


21. Главной предпосылкой перехода от депопуляции к демографическому росту является формирование социально-экономических, организационно-правовых и иных условий для самореализации семей.

22. Социальная поддержка семей при рождении и воспитании детей – одно из ключевых направлений государственной политики. Она является важным инструментом социальной политики государства и направлена в первую очередь на улучшение социальных, экономических и нравственных условий выполнения семьей ее основных функций –  репродуктивной, экономической и воспитательной.

23. Реализуются такие социальные программы, как оказание финансовой помощи государства многодетным и молодым семьям при строительстве жилья, развитие системы бесплатного обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни, оказание адресной социальной помощи. Системой государственных пособий в Минской области охвачено 60,6 тыс. детей, из них до трех лет  около  43,0 тыс. (99 процентов детей данного возраста).

24.  В результате принимаемых мер по стабилизации демографической ситуации в Минской области удалось добиться увеличения рождаемости. Общий коэффициент родившихся на 1000 населения увеличился с 10,1 промилле в 2006 году до 11,8 промилле по итогам 2010 года, или на 18,0 процента, в 2009 году он составлял 11,6 промилле.

Суммарный коэффициент рождаемости в период реализации Программы демографической безопасности Минской области на 2007 – 2010 годы постепенно увеличивается. В 2009 году в Минской области среднее число рождений на одну женщину репродуктивного возраста составило 1,6 (в 2006 году – 1,5). Увеличилась доля вторых детей в общем числе родившихся с 31,6 процента в 2005 году до 36,7 процента в 2010 году и с 10,6 до 11,7 процента – рожденных третьими.

25. Несмотря на тенденцию увеличения рождаемости, ее параметры недостаточны для замещения поколений. Для полного замещения родительских поколений необходимо, чтобы суммарный коэффициент рождаемости составлял 2,1 – 2,15.

Кроме того, положительные сдвиги в динамике рождаемости не являются стабильными. В ближайшее десятилетие структурные демографические факторы начнут оказывать негативное влияние на тенденции рождаемости, поскольку в активный детородный возраст вступит малочисленное поколение родившихся в 90-х годах.

26. Продолжают иметь место такие негативные явления, как снижение социальных норм детности, рост числа людей, проживающих в юридически не оформленных браках и никогда не состоявших в браке, а также вдовства вследствие высокого уровня смертности мужчин в трудоспособном возрасте, нивелирование воспитательной роли отца в семье и другие, которые отражаются на стабильности института семьи.

В связи с этим необходимо принятие мер по повышению рождаемости и социальных норм детности в стране с учетом роста уровня и качества жизни семей с детьми. Приоритетом в сфере стимулирования рождаемости является поддержка двух- и трехдетной семьи.

Главной задачей является формирование в обществе модели благополучной, успешной семьи с двумя и более детьми, способной к духовно-нравственному саморазвитию и самореализации.

27. В рамках социальной поддержки семьи и детства предусматриваются мероприятия согласно приложению 1, включающие:

введение дополнительных мер материальной поддержки семей, воспитывающих детей;

сохранение семейной среды и создание ее для детей, оставшихся без попечения родителей;

совершенствование системы постинтернатной адаптации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на этапе выхода их в самостоятельную жизнь;

разработку инновационных технологий и методического обеспечения для детских интернатных учреждений, осуществляющих подготовку и комплексное сопровождение семей, принявших на воспитание детей-сирот;

пропаганду, особенно в молодежной среде, семейного образа жизни и благополучной, успешной семьи с двумя и более детьми в качестве социальной нормы.

28. В результате реализации указанных в пункте 27 настоящей Программы мероприятий к 2016 году будет достигнуто:

увеличение общего коэффициента рождаемости с 11,8 до 12,0 на 1000 человек, в том числе в 2011 году – 11,4 промилле, 2012 – 11,5, 2013 – 11,6, 2014 – 11,7, 2015 – 11,8 – 12,0;

обеспечение суммарного коэффициента рождаемости (число детей, которых могла бы родить одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода (15 – 49 лет), до 1,55 – 1,7, в том числе в 2011 году – 1,7, 2012 – 1,7, 2013 – 1,7, 2014 – 1,7, 2015 – 1,7;

обеспечение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях, до 80 процентов в общем числе детей данной категории, в 2011 году – 80 процентов, 2012 – 80, 2013 – 80, 2014 – 80, 2015 – 80.


ГЛАВА 5

УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И УВЕЛИЧЕНИЕ ОЖИДАЕМОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ


29. Самое ценное достояние общества и государства – здоровье населения.

Основной целью здравоохранения является создание системы доступной и качественной медицинской помощи для сохранения и укрепления здоровья граждан.

30. За предшествующие годы в Республике Беларусь и в Минской области приняты конкретные меры по совершенствованию оказания первичной медицинской помощи, повышению доступности оказания высокотехнологичной медицинской помощи, улучшению качества жизни лиц пожилого возраста, кардинально изменена работа по борьбе с пьянством и алкоголизмом, существенные положительные изменения произошли в организации деятельности специализированных служб, реализован комплекс мероприятий по профилактике, снижению заболеваемости и смертности от социально значимых болезней.

31. Как результат проведенных мероприятий отмечается тенденция повышения рождаемости, сокращается естественная убыль населения, увеличивается продолжительность жизни. Коэффициент естественной убыли сократился с 6,2 в 2006 году до 4,6 в 2010 году, ожидаемая продолжительность жизни при рождении увеличилась с 67,8 года в 2006 году до 68,9 года в 2010 году.

32. В течение последних пяти лет значительно улучшились показатели, характеризующие качество оказания медицинской помощи женскому и детскому населению:

показатель младенческой смертности в Минской области снизился с 5,5 промилле в 2006 году до 4,5 промилле в 2010 году;

удалось снизить до минимума материнскую смертность –  в 2007 году имел место 1 случай материнской смертности, в 2008 – 2010 годах случаи материнской смертности в Минской области не отмечены.

33. Одним из индикаторов демографической безопасности является общая смертность населения. К 2003 году этот показатель достиг наивысшего значения 17,3 промилле, в 2010 году удалось его снизить до 16,4 промилле. Однако показатель общей смертности населения на 1000 населения является одним из самых высоких в Республике Беларусь.

34. Вследствие ряда профилактических мер, предпринимаемых для борьбы с пьянством и алкоголизмом, позитивную динамику с 2005 по 2010 год демонстрируют показатели смертности населения от случайных отравлений алкоголем, а также причин, которые зачастую сопряжены с употреблением алкоголя, таких как убийства и самоубийства. Уровень смерти от случайных отравлений алкоголем в 2010 году составил 25,7 умершего на 100 тыс. человек населения и снизился по сравнению с 2005 годом на 7,2 процента, по сравнению с 2009 годом – на 3,4 процента.

Более чем на 50 процентов заболеваемость обусловлена нездоровым образом жизни, прежде всего курением, гиподинамией, чрезмерным употреблением алкогольных напитков. Как показывают социологические исследования, среди 16-летних школьников около 60 процентов пробовали курить, 90 процентов – употребляли алкогольные напитки.

35. Отношение граждан к собственному здоровью, основные заболевания и возрастная структура определяют высокий уровень смертности взрослого населения. В структуре общей смертности наибольший удельный вес составляют болезни сердечно-сосудистой системы – 53,8 процента (12466 человек), внешние причины – 11,3 процента (2613 человек), новообразования – 11,1 процента (2559 человек).

Число погибших (умерших) от внешних причин является недопустимо высоким.

36. Внешние причины занимают наибольший удельный вес в структуре причин смерти населения трудоспособного возраста, то есть наиболее экономически активной части населения. Смертность мужчин от внешних причин, как правило, значительно выше, чем женщин (удельный вес мужчин в общем числе погибших от данных причин в 2010 году составил 78,9 процента), и такая тенденция  сохраняется  из   года   в  год. Если  2005   году   коэффициент смертности  от причин,  не  связанных с  заболеваемостью,  среди  мужчин составлял 349 на 100 тыс. человек населения соответствующего пола, в 2009 году – 289,1, в 2010 году – 309,6, то у женщин данный показатель был равен соответственно 83,2, 76,6 и 73,5.

37. Высокой остается младенческая и детская смертность от внешних причин. В большинстве случаев дети погибают из-за невнимания со стороны взрослых (от утоплений, травм при дорожно-транспортных происшествиях, пожаров, случайных отравлений).

Неосмотрительное поведение в подростковом возрасте приводит к инфекциям, передающимся половым путем, психическим расстройствам, употреблению алкоголя, табако– и наркозависимости и, как следствие, к нарушению репродуктивного здоровья в будущем.

38. При анализе составляющих репродуктивного здоровья населения выявлен ряд проблем. Высокий уровень абортов, снижение мотивации к здоровому образу жизни во многом способствуют тому, что женщины имеют различные заболевания во время беременности. Каждая пятая семейная пара нуждается в оказании медицинской помощи по причине бесплодия, причем в каждой второй из них это связано с мужским бесплодием.

39. В 2011 – 2015 годах будет продолжена работа по концентрации ресурсов на приоритетных направлениях деятельности и реструктуризации медицинской помощи, внедрению ресурсосберегающих технологий, повышению качества и эффективности медицинских услуг, предоставляемых организациями здравоохранения.

40. В целях укрепления здоровья населения и увеличения ожидаемой продолжительности жизни планируется реализовать мероприятия согласно приложению 2, предусматривающие:

развитие системы сохранения репродуктивного здоровья, добрачного консультирования, внедрение новых методов диагностики и лечения женского и мужского бесплодия, вспомогательных репродуктивных технологий;

профилактику абортов, основанную на сотрудничестве государственных организаций, религиозных конфессий, общественных организаций и средств массовой информации;

усиление профилактической направленности в работе с детьми, в том числе по предупреждению нарушений осанки, зрения, развития хронических заболеваний, их обострений и осложнений;

расширение межведомственного взаимодействия в целях снижения смертности детей и взрослых от внешних причин, повышение ответственности родителей за жизнь и здоровье детей;

широкое информирование населения о факторах риска хронических неинфекционных заболеваний;

проведение диспансеризации населения, в первую очередь трудоспособного, реализация профилактических мероприятий и оказание необходимой медицинской помощи;

внедрение современных медицинских технологий и новых методов диагностики, лечения и реабилитации пациентов с хроническими заболеваниями на всех уровнях оказания медицинской помощи;

завершение создания системы медицинской реабилитации, оснащение отделений медицинской реабилитации современным медицинским оборудованием, внедрение новых реабилитационных технологий;

внедрение в организациях здравоохранения электронного паспорта здоровья, электронной карты амбулаторного пациента, осуществление мониторинга пациентов с хроническими заболеваниями, инвалидов;

обеспечение населения Минской области качественными продуктами питания и чистой питьевой водой.

Реализация указанных мер позволит достигнуть к 2016 году:

стабилизации  и  снижения младенческой смертности до 3,8 на  1000 младенцев, рожденных живыми;

увеличения до 40 процентов удельного веса родов без осложнений;

снижения тяжести первичной инвалидности лиц трудоспособного возраста до 55 процентов, в том числе в 2011 году – 61,3, 2012 – 59,3, 2013 – 58,1, 2014 – 56,8, 2015 – 55,0;

снижения смертности трудоспособного населения до 5,0 на 1000 человек, в том числе в 2011 году – 6,3, 2012 – 5,9, 2013 – 5,4, 2014 – 5,2, 2015 – 5,0;

снижения коэффициента общей смертности населения до 13,0 – 12,5 на 1000 человек, в том числе в 2011 году – 16,0, 2012 – 15,3, 2013 – 14,5, 2014 – 13,6, 2015 – 13,0 – 12,5;

увеличения ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 72 – 73 лет, в том числе в 2011 году – 70,0 лет, 2012 – 70,5, 2013 – 71,0, 2014 – 71,5, 2015 – 72 – 73.
ГЛАВА 6

ОПТИМИЗАЦИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ


41. Миграционный прирост может частично компенсировать естественную убыль населения и стать источником пополнения трудовых ресурсов.

В области регулирования внешних миграционных потоков основные усилия в 2007 – 2010 годах были направлены на широкую разъяснительную работу среди мигрантов, организацию сотрудничества органов внутренних дел с комитетом по труду, занятости и социальной защите облисполкома в целях заполнения мигрантами вакантных рабочих мест, не востребованных гражданами Минской области.

42. В 2010 году численность прибывших на постоянное место жительства в Минскую область составила 38310 человек, выбыли за пределы области 40126 человек. Миграционная убыль составила 1816 человек.

За период действия Программы на 2007 – 2010 годы численность населения Минской области сократилась на 4682 человека за счет миграционных процессов (убыль обусловлена внутренней миграцией), причем наибольшая убыль имела место в 2009 году (минус 4579 человек).

43. За период с 2007 по 2010 год в Минскую область на постоянное место проживания прибыли 9498 человек, в том числе в 2010 году – 2359, что на 9,5 процента меньше, чем в 2009 году (11,3 процента – дети, 27,3 процента – женщины, 36,8 процента – мужчины трудоспособного возраста, 7,5 процента – мужчины и 14,3 процента – женщины старше трудоспособного возраста).

С 2007 по 2010 год оформлено разрешение на временное проживание 10037, на временное пребывание 49940 иностранным гражданам. Аннулировано разрешений на постоянное проживание 1531 иностранному гражданину. На 1 января 2011 года 164 субъекта хозяйствования Минской области имели лицензии на осуществление деятельности по привлечению иностранной рабочей силы (на 1 января 2007 года – 57).

44. За 2010 год в Минскую область прибыли 1103 трудящихся-мигранта, в том числе 1031 мужчина (93,5 процента), 72 женщины (6,5 процента). Из них назначены на должности руководителей 40 иностранных граждан, или 3,6 процента, специалистов- профессионалов – 9,5 процента, квалифицированных рабочих промышленности и строительства – 60,3 процента, 26,6 процента – других отраслей. Из них 35,7 процента в возрасте до 29 лет, 27,7 процента – до 39 лет, 26,1 процента – до 49 лет, 10,4 процента – от 50 и старше.

В 2010 году большая часть прибывших мигрантов в возрасте 16 лет и старше имела высшее образование – 32,2 процента (в 2009 году – 29,8 процента). Среднее общее образование имели 27,5 процента прибывших мигрантов, среднее специальное – 25,7 процента. Из прибывших мигрантов, которые имели высшее образование, 54,0 процента составляли женщины.

45. За 2007 – 2010 годы 2969 гражданам Республики Беларусь разрешен выезд на постоянное жительство за границу, причем можно отметить тенденцию снижения таких выездов (в 2007 году – 862, 2008  – 789, 2009 – 660, 2010 – 658). В основном граждане Республики Беларусь выезжают на постоянное жительство в Российскую Федерацию, Федеративную Республику Германия, Украину, Государство Израиль.

46. Для стабилизации демографической ситуации необходимо с одной стороны проведение масштабной компенсирующей иммиграции на основе дифференцированного подхода к различным категориям мигрантов с учетом национальных интересов, а с другой – сохранение и приумножение собственного интеллектуального и творческого потенциала.

47.  В Минской области 160 субъектов хозяйствования занимаются деятельностью, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы. Данными субъектами хозяйствования в 2010 году оформлено и продлено 1548 специальных разрешений на право осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности в Республике Беларусь.

В настоящее время подразделением по гражданству и миграции УВД облисполкома выдается специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью иностранным гражданам (лицам без гражданства) в Республике Беларусь, а в случае намерения нанимателей Республики Беларусь привлекать для занятия трудовой деятельностью свыше 10 иностранных граждан Министерством внутренних дел Республики Беларусь выдается разрешение на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы.

48. Высокая социальная конфликтность внешних мигрантов и опасность изменения генетического фона нации являются серьезными причинами для регулирования миграционных процессов. С 2007 по 2010 год к административной ответственности за нарушение Правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 2006г. №73 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 19, 5/17151), по Минской области привлечено 6519 человек.

49. Планируется активно информировать иностранных граждан за пределами страны о предоставляемых им возможностях и льготах при переезде в Республику Беларусь.

Мероприятиями по оптимизации миграционных процессов согласно приложению 3 предусматривается:

обеспечить финансовую поддержку иностранным семьям и специалистам при переезде и в период обустройства;

организовать рациональное расселение иммигрантов исходя из интересов развития регионов;

разработать меры адаптации и интеграции иммигрантов в белорусское общество.

Планируется, что в результате реализации данных мер сальдо миграции увеличится до 6,0 тыс. человек, в том числе в 2011 году – 1,0 тыс. человек, 2012 – 1,1, 2013 – 1,2, 2014 – 1,3, 2015 – 1,4.
ГЛАВА 7

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


50. Средства массовой информации являются одним из важнейших инструментов воздействия на демографическую ситуацию, позволяющим напрямую формировать массовое сознание населения.

Ежеквартально в районных и Жодинском городском печатных изданиях публикуются материалы о демографических процессах, происходящих в Минской области.

51. Решение задач настоящей Программы требует формирования информационной политики, направленной на пропаганду традиционных семейных ценностей, здорового образа жизни, обеспечение безопасности детства, приобщение детей и молодежи к лучшим достижениям мировой и отечественной культуры.

52. Для повышения эффективности проводимой демографической политики в сфере массовой информации необходимо:

регулярное обсуждение в средствах массовой информации реальных проблем, с которыми сталкиваются молодые и многодетные семьи, создание теле– и радиоконсультаций для граждан страны по вопросам здоровья и здорового образа жизни;

расширение просветительской и консультативной работы по поддержке семьи, пожилых людей и инвалидов на основе взаимодействия с общественными объединениями, международными организациями, религиозными конфессиями страны;

усиление информационной работы, направленной на развитие самосохранительной культуры и менталитета самих граждан, усиление работы с детьми, молодежью по ориентированию на труд, спорт, позитивное родительство;

проведение информационной кампании, направленной на формирование у населения благоприятного образа мигранта и сохранение толерантного отношения к иностранцам.


ГЛАВА 8

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСТОЯЩЕЙ ПРОГРАММЫ

И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ

53. Настоящая Программа разработана с учетом минимизации закупок импортных товаров, в том числе оборудования, аналогов которого нет в Республике Беларусь.

На обеспечение закупок импортных товаров предусматривается 8104,8 миллионов (далее - млн.)  рублей (21,7 процента к общему финансированию по настоящей программе).

54. Закупка медицинской техники и изделий медицинского назначения импортного производства, аналоги которых в настоящее время в Республике Беларусь не производятся, и не имеются в отечественном производстве, будет осуществляться за счет средств местных бюджетов по обоснованию необходимости использования импортных товаров согласно приложению 4.

Закупки будут произведены в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

55. Финансирование настоящей Программы будет осуществляться согласно приложению 5 за счет средств местных бюджетов, средств государственного целевого бюджетного местного фонда охраны природы, кредитов банков, собственных средств исполнителей и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.





База данных защищена авторским правом ©urok.shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка